Рецензия на Dota 2
Игра, которая вызывает либо восторг, либо ненависть, и одно из хардкорнейших виртуальных развлечений десятилетия
У компании Valve множество достоинств, но ключевое — это, пожалуй, умение отслеживать интересные идеи и воплощать их в жизнь, нанимая авторов на работу. Counter-Strike, Left 4 Dead, Portal — эти проекты были задуманы вовсе не в стенах Valve, но именно создатели Half-Life сделали их в итоге реальностью.
Поэтому не было, по большому счету, ничего неожиданного в том, что компания обратила в конце концов внимание на популярную модификацию для древнейWarCraft 3 — Defense of the Ancients (Dota).Одному из основных разработчиков предложили стать частью команды Valve и создать ту же самую игру, но уже на абсолютно другом уровне качества. И вот буквально несколько дней назад игра под названием Dota 2 появилась в списке свежих релизов Steam, пережив длительное закрытое тестирование, в ходе которого количество игроков, ежемесячно встречающихся на полях сражений, вплотную приблизилось к 4 миллионам.
Суть игры довольно проста. На большой карте, по которой проложены три тропинки, разделенные густым лесом, сражаются две команды по пять человек. Их цель — Древний, центральное здание на вражеской базе, расположенной на противоположном конце карты. Побеждает та команда, которая первой проломит оборону соперника, доберется до Древнего и сровняет его с землей.
Конечно же, легче сказать, чем сделать, потому что и сама база, и каждая тропинка неплохо защищены. Во-первых, на них стоят башни, открывающие огонь на поражение по всякому, кто осмелится подойти на расстояние выстрела. Во-вторых, с каждой базы через равные промежутки времени отправляются в дозор небольшие отряды управляемых компьютером солдат (в терминологии игры — «крипов»). Они не слушают приказов игроков и просто прут вперед, пока не наткнутся на противника или вражеское здание, после чего начинают крушить, ломать и резать. Это самое настоящее пушечное мясо, живая волна, на которой вы и ваша команда едете, словно серферы, закованные в фэнтезийные доспехи.
Огромное внимание уделено героям. Собственно, большой выбор персонажей – неотъемлемое свойство всего жанра в целом. В Dota 2 на момент написания рецензии доступно более сотни героев, и они действительно разные. Игра даже немного напоминает комикс, в том смысле, что две сражающиеся команды очень похожи на супергеройские отряды вроде «Мстителей» или «Лиги справедливости». Они тоже набраны из разных бойцов, каждый из которых обладает какими-то собственными тематическими суперсилами: один невидим, пока не пойдет в атаку, другой управляет электричеством, третий умеет телепортироваться и уничтожать вражеский запас маны. Игра дает вам возможность использовать любой стиль боя, какой вы только сможете придумать.
Если вам все-таки не хватает какой-то способности, скорее всего, в игровых магазинах можно отыскать предмет, который наделит ею героя. Ассортимент одежды и оружия тоже крайне богат. Помимо пассивных бонусов, многие вещи обладают еще и активными способностями, которые расширяют арсенал героев, даря им на некоторое время иммунитет к магии, позволяя превращать врагов в безобидных куриц и делать множество других замечательных вещей.
За разнообразие приходится платить. Dota 2 — одна из самых сложных в освоении соревновательных онлайн-игр. Тут недостаточно хорошо знать своего героя и уметь вовремя и к месту применять его способности, требуется также иметь представление и о вражеской команде. Если вы не понимаете, как работают дерущиеся против вас персонажи, то наверняка обречены на множество неприятных сюрпризов.
Ситуация усугубляется тем, что Dota 2 — квинтэссенция командной игры. Неумело ведя себя в бою и постоянно умирая, вы не просто не помогаете своей команде, вы льете воду на вражескую мельницу. За каждое ваше убийство противник получит завидный куш в виде опыта и денег, которые сделают врага сильнее и уменьшат шансы вашей команды на победу. Отчасти из-за этого так живуч стереотип истеричного «дотера», поливающего собственный отряд помоями в чате: одно дело — проиграть по своей вине, и совсем другое — встретить в лесу вражеского героя неприлично высокого уровня, которого «раскормил» какой-то неумеха на другой тропинке. Поэтому лучше начинать играть с друзьями: свои уж точно простят. А еще неплохо пройти обучение.
В начале матча, пока герои еще не набрали полные карманы полезных в бою вещей, в атаку идти опасно, поэтому вы с врагом кружите друг вокруг друга, словно голодные акулы: высматриваете брешь в обороне и стараетесь подловить друг друга на ошибке. Вдруг противник проявит беспечность, не вовремя применит способность, ошибочно увидит в вас легкую добычу и слишком увлечется погоней или просто не заметит, что в лесу уже поджидает ваш товарищ с соседней тропы. Наконец, дождавшись подходящего мгновения, вы с напарником подлавливаете соперника и сжираете со всеми потрохами. И еще раз, и еще.
Через некоторое время стадия первичной прокачки заканчивается, команды сбиваются вместе и начинают действовать как единое целое, а небольшие стычки на разных концах карты уступают место масштабным сражениям 5 на 5, где в ход идут все имеющиеся способности. От спецэффектов рябит в глазах, так что с непривычки сложно даже понять, кто что сделал. Но проведя десяток-другой боев, вы начнете понемногу разбираться в этом адском клубке магии и спецприемов. Перестанете тратить силы попусту и начнете применять свои способности тогда, когда нужно. После этого вы будете убивать, убивать и убивать, и враг будет бессилен перед вами. Точнее всего то, что испытываешь в такие моменты, описывает реплика главной героини фильма «Зависимость» Абеля Феррары: «Это насилие моей воли над вашей». И это чудовищно упоительно.
Dota 2 невероятно глубокая игра, в каком-то смысле — абсолютная. Такой вариативности вы не найдете почти ни в одной другой игре, не считая разве что прямых конкурентов того же жанра. Но их мало, и они, как правило, сделаны куда хуже. По-настоящему противостоять Dota 2 может разве что самый знаменитый ее оппонент,
Даже после нескольких сотен матчей Dota 2 продолжает периодически подбрасывать игроку сюрпризы. Это игра, на которую тратятся не десятки, а сотни часов. Я, например, даже в World of Warcraft не убил столько времени, сколько ушло у меня на Dota 2. В моем аккаунте в Steam написано, что я провел в игре более 700 часов, и я не собираюсь останавливаться. Кроме того, я смотрю записи профессиональных чемпионатов — реально интересных и зрелищных. В общем, Dota 2 — это один из лучших способов одним махом лишиться всего свободного времени на долгие годы и, без преувеличения, одна из величайших игр в истории индустрии.